Как передает Цензор. НЕТ, об этом он заявил в интервью Радио Свобода.
Тепляков отметил: "Благодаря открытости украинских архивов любой исследователь может спокойно копировать те документы, которые из Москвы циркулярным образом рассылались по всем регионам, включая огромный украинский. И это не только "Вестник КГБ", но и, например, обвинительные материалы в отношении крупных политических дел, в качестве примеров рассылались по всем областных управлениях и которые в России недоступны.
Также читайте: Обнародованы документы КГБ о репрессиях против украинцев, сопротивлявшихся истреблению Голодомором
Или, например, интересные ведомственные учебники по следственной работы, по тюремного заключения относительно того, как следует следить за заключенными, каким образом подсылать к ним специальных внутрикамерных агентов и другие чисто оперативные тонкости, которые до сих пор есть, с точки зрения наших (российских) работников ФСБ и МВД, большой ведомственной тайной, потому что якобы рядовой читатель абсолютно об этом не осведомлен. Хотя можно найти много опубликованных изданий, в которых ветераны внешней разведки давно расписали, как надо строить службу безопасности какой-то крупной компании и как надо внедрять свои источники или вербовать их в компании-конкурента. Это именно опыт спецслужб, сейчас нужен в огромном количестве частных подразделений".
Также читайте: В архивах находятся почти два миллиона дел репрессивных органов за 1917-1991 годы, - Украинский институт нацпамяти
Отвечая на вопрос о том, что действительно ли можно назвать степень открытости украинских архивов спецслужб "революционной", исследователь заявил: "Это действительно революция. И сейчас специалисты со всех континентов едут в Киев и чувствуют иногда трудности из-за того, что читальный зал крошечный, 10 мест, поэтому не всегда с улицы туда быстро пустят. Там можно спокойно не просто читать, но и фотографировать дела, которые вы заказали".
Он продолжил: "Я видел американского профессора, пишет историю КГБ Украины, у него по левую руку на столе было несколько папок со следственной делом великого деятеля украинского сопротивления 60-70-х годов, а по правую руку такие же толстые тома с материалами агентурной разработки этого человека. То есть это документы такой степени секретности, которые у нас ни за что не покажут, а украинцы могут работать с ними свободно.
Хотя, конечно, значительная часть документов госбезопасности Украины была в начале 90-х перебазирована в Москву. Но парадоксальным образом это больше коснулось документов 20-х - начале 30-х годов, определенных карточек агентуры, более поздних актуальных материалов".
"Но все-таки то, что есть, а там, кроме центрального архива, еще и два десятка областных архивов, - это для исследователей имеет чрезвычайное значение. Сейчас многие исследователи ленинско-сталинского и даже хрущевско-брежневского периодов едут в Киев и работают с документами, которые у нас (в России - ред.) Считаются документами высшей степени секретности", - резюмировал российский историк.
Также читайте: Российские власти отказались рассекречивать архивы НКВД