Угроза для монополии. Зачем Украине нужны частные локомотивы


19 жовтня 2018, п'ятниця, 13:25 | Джерело: https://biz.liga.net/

Переглядів: 79

Какие преимущества и риски несет либерализация рынка железнодорожной тяги

Частная тяга на железной дороге - прямой путь к банкротству Укрзалізниці, заявил в недавнем интервью LIGA.net глава компании Евгений Кравцов. Парламент, похоже, прислушался к его словам. Вчера, 18 октября, Верховная Рада отклонила законопроект о железнодорожном транспорте (№7316), который предусматривает глобальную реформу УЗ. Одно из главных новшеств документа - допуск на железную дорогу частных локомотивов. Предполагалось, что частная тяга позволит создать конкурентный рынок железнодорожных перевозок, увеличить перевозку грузов операторами и поможет обновить устаревший локомотивный парк.

Принятие закона поддерживало Министерство инфраструктуры. В рамках конференции Rail Expo, которая проходит в эти дни в Киеве, руководитель команды поддержки реформ министерства Александра Клитина рассказала, почему там считают законопроект важным для Украины. LIGA.net публикует основные тезисы ее доклада.

1

Начиная с начала 90-х гг., доля ж/д на рынке перевозок упала более чем вдвое. Чтобы изменить ситуацию европейские страны начали реформы.

Первый неудачный опыт приватизации продемонстрировала Англия. В результате, британский рынок попал под контроль нескольких частных компаний, которые подняли цену на услуги - конкуренция не получилась.

Тогда Европа начала внедрять постепенную либерализацию железнодорожного рынка , а именно: отделение оператора инфраструктуры от перевозчика, с одновременным открытием рынка для частных операторов.

2

Первый пакет реформ, имплементированный странами ЕС, стабилизировал рыночную долю ж/д транспорта. Основной процесс либерализации продлился 10 лет (в период 1997-2007 гг.) и он еще не завершен. Сейчас в ЕС внедряется четвертый ж/д пакет, направленный на завершение процесса формирования единого европейского железнодорожного рынка, начатого после принятия первого железнодорожного пакета, и на развитие мультимодальных перевозок.

Основной вопрос во время реформы: какая доля частных операторов может присутствовать на рынке? Сегодня в большинстве стран ЕС доля рынка частных операторов превышает 30%.

Какие возможности для Украины откроет либерализация?

Опыт Германии показывает, что на место госмонополии пришло 451 компания-оператор ж/д рынка. Они фактически сформировали новый сегмент. Количество операторов продолжает увеличиваться, что влечет за собой общий рост рынка.

К 1990 году общий долг немецкой железнодорожной госмонополии составлял около 50 млрд немецких марок . Компания находилась в серьезном кризисе. Либерализация вывела компанию в прибыль.

Каждый год рынок ж/д перевозок в Германии добавляет 2%. Сравнивая период до имплементации реформы - 1994-й и 2016 год - использование ж/д сети Германии стало на 32% эффективнее, средняя зарплата выросла на 86%, доходы Deutsche Bahn AG - на 174%.

3

Однако, проблемы в Германии существуют. Оператор инфраструктуры сейчас столкнулся с вызовом оптимизации сети, что ждет в будущем и Украину. Вероятно, возникнет необходимость оптимизировать сеть маршрутов.

Проблемы будут, но плюсы либерализации рынка перекрывают все минусы: большинство игроков, задействованных в процессе, в итоге выигрывают.

Что будет с пассажирскими перевозками?

Опыт Италии показывает, что выход на рынок частного оператора привел к росту рынка пассажирских перевозок на 35%. Можно предположить, что новые операторы не будут забирать рыночную долю у УЗ. Возможно, наоборот, они станут драйвером внедрения инноваций и открытия новых сегментов.

Есть ли в бюджете деньги на развитие ж/д инфраструктуры? Это вопрос. Линия Одесса-Киев могла бы быть интересна частным инвесторам и приносить прибыль.

Какие существуют риски при внедрении частной тяги? Первый - дискриминация частных операторов.

Основа реформы - обеспечение честной конкуренции. К сожалению, законопроект о ж/д транспорте отклонен парламентом. Разделение УЗ на оператора инфраструктуры и перевозчика или неполное разделение при сохранении влияния на других операторов и рынок через различные регуляторные механизмы или тарифы грозит срывом реформы. Как только частный оператор почувствует дискриминацию, он пойдет в суд. Остальные операторы в таком случае могут пересмотреть планы по инвестициям в этот рынок.

В Италии уже был подобный прецедент. Там также произошло неполное разделение монополии и сохранялась острая конкуренция в сегменте скоростного движения между государственным и частным операторами. Госоператор, используя связь с оператором инфраструктуры, дискриминировал частного оператора. В результате государство было вынуждено вмешаться и поддержать частного оператора. Фактически это была поддержка рынка ж/д услуг Италии.

4

Второй риск - банкротство госоператора.

Грустно слышать менеджмент УЗ, который боится разорения компании. Допуск частной тяги на сеть УЗ - это действительно серьезные вызовы для менеджмента, поскольку государственному оператору инфраструктуры будет сложно конкурировать с частниками.

Менеджмент УЗ должен проводить глобальную реформу компании, чтобы она оставалась конкурентной.

Третий риск - медленное внедрение реформы.

5

Это наиболее серьезный риск. Дальнейшее сокращение доли ж/д транспорта будет означать удорожание логистических услуг для операторов, что влечет за собой сокращение украинского экспорта на международный рынок.

Сократятся прибыли грузоотправителей, а это значит меньшие инвестиции в свой бизнес. Все эти факторы крайне негативны для экономики страны в целом.

Перейти на першоджерело

НАЙЦІКАВІШЕ ЗА СЬОГОДНІ


14:13

Вселенский патриарх обратился к украинцам по поводу автокефалии

14:12

Кабмін створив Держслужбу у справах ветеранів

14:12

НАЗК направило до суду адмінпротоколи щодо керівника 'Мотор Січі' Богуслаєва

14:12

Дети в руках кремлевских шизофреников

14:12

На Сумщині СБУ блокувала контрабанду товарів, організовану громадянином РФ

14:12

На Запоріжжі СБУ викрила на вимаганні організоване угруповання з діючих та колишніх поліцейських

14:12

До кінця року 4 тисячі сімей рятувальників та поліцейських вже зможуть отримати власне житло

14:11

Громадський транспорт стає безпечнішим

13:23

'Не буде жодних проблем': у ДМС спростували заяви голови ЦВК про неможливість голосування на виборах з ID-паспортами

13:05

Новий маскувальний костюм снайпера показали в ЗСУ. ФОТОрепортаж

13:05

Паливний ринок України перебуває під загрозою дестабілізації через можливе припинення РФ поставок нафтопродуктів, - 'Укртатнафта'

13:05

14.11.2018 Брифінг речника Міністерства оборони України щодо ситуації на лінії зіткнення

13:05

Через карту України без Криму терміново перевірять “NewsOne”

13:05

Аваков презентував іпотечну програму купівлі житла для співробітників структур МВС: Під час нарахування виплати враховуватимуть склад сім''ї та вислугу років

13:05

П'яними на виклик. В Миколаєві спіймали нетверезих водіїв 'швидкої'

13:04

Міській владі Сміли загрожує кримінальна відповідальність через відсутність опалення

12:42

Терористи обстріляли Мар''їнку: поранено місцевого мешканця, - ОБСЄ

12:38

''Отрывали уши, кормили с земли'': житель Донецка пожаловался на зверства 'ДНР'

12:31

В окупованій Керчі понад 20 тисяч осіб лишилися без опалення

11:40

В Палермо делили Ливийский пирог, давно поделённый в Москве

11:39

''Много раненых и погибших!'' Волонтер обратилась с важным призывом к украинцам

11:39

СБУ посилює захист інформаційно-телекомунікаційних систем органів місцевого самоврядування

11:39

В Україні розпочалося заповідання пралісів

11:26

Замах на незалежність і територіальну цілісність України - це замах на нашу власну безпеку, - маршал Сенату Польщі Карчевський

11:09

Авіація Об’єднаних сил відпрацювала удари по наземних об’єктах: відео

Більше новин