Угроза для монополии. Зачем Украине нужны частные локомотивы


19 жовтня 2018, п'ятниця, 13:25 | Джерело: https://biz.liga.net/

Переглядів: 116

Какие преимущества и риски несет либерализация рынка железнодорожной тяги

Частная тяга на железной дороге - прямой путь к банкротству Укрзалізниці, заявил в недавнем интервью LIGA.net глава компании Евгений Кравцов. Парламент, похоже, прислушался к его словам. Вчера, 18 октября, Верховная Рада отклонила законопроект о железнодорожном транспорте (№7316), который предусматривает глобальную реформу УЗ. Одно из главных новшеств документа - допуск на железную дорогу частных локомотивов. Предполагалось, что частная тяга позволит создать конкурентный рынок железнодорожных перевозок, увеличить перевозку грузов операторами и поможет обновить устаревший локомотивный парк.

Принятие закона поддерживало Министерство инфраструктуры. В рамках конференции Rail Expo, которая проходит в эти дни в Киеве, руководитель команды поддержки реформ министерства Александра Клитина рассказала, почему там считают законопроект важным для Украины. LIGA.net публикует основные тезисы ее доклада.

1

Начиная с начала 90-х гг., доля ж/д на рынке перевозок упала более чем вдвое. Чтобы изменить ситуацию европейские страны начали реформы.

Первый неудачный опыт приватизации продемонстрировала Англия. В результате, британский рынок попал под контроль нескольких частных компаний, которые подняли цену на услуги - конкуренция не получилась.

Тогда Европа начала внедрять постепенную либерализацию железнодорожного рынка , а именно: отделение оператора инфраструктуры от перевозчика, с одновременным открытием рынка для частных операторов.

2

Первый пакет реформ, имплементированный странами ЕС, стабилизировал рыночную долю ж/д транспорта. Основной процесс либерализации продлился 10 лет (в период 1997-2007 гг.) и он еще не завершен. Сейчас в ЕС внедряется четвертый ж/д пакет, направленный на завершение процесса формирования единого европейского железнодорожного рынка, начатого после принятия первого железнодорожного пакета, и на развитие мультимодальных перевозок.

Основной вопрос во время реформы: какая доля частных операторов может присутствовать на рынке? Сегодня в большинстве стран ЕС доля рынка частных операторов превышает 30%.

Какие возможности для Украины откроет либерализация?

Опыт Германии показывает, что на место госмонополии пришло 451 компания-оператор ж/д рынка. Они фактически сформировали новый сегмент. Количество операторов продолжает увеличиваться, что влечет за собой общий рост рынка.

К 1990 году общий долг немецкой железнодорожной госмонополии составлял около 50 млрд немецких марок . Компания находилась в серьезном кризисе. Либерализация вывела компанию в прибыль.

Каждый год рынок ж/д перевозок в Германии добавляет 2%. Сравнивая период до имплементации реформы - 1994-й и 2016 год - использование ж/д сети Германии стало на 32% эффективнее, средняя зарплата выросла на 86%, доходы Deutsche Bahn AG - на 174%.

3

Однако, проблемы в Германии существуют. Оператор инфраструктуры сейчас столкнулся с вызовом оптимизации сети, что ждет в будущем и Украину. Вероятно, возникнет необходимость оптимизировать сеть маршрутов.

Проблемы будут, но плюсы либерализации рынка перекрывают все минусы: большинство игроков, задействованных в процессе, в итоге выигрывают.

Что будет с пассажирскими перевозками?

Опыт Италии показывает, что выход на рынок частного оператора привел к росту рынка пассажирских перевозок на 35%. Можно предположить, что новые операторы не будут забирать рыночную долю у УЗ. Возможно, наоборот, они станут драйвером внедрения инноваций и открытия новых сегментов.

Есть ли в бюджете деньги на развитие ж/д инфраструктуры? Это вопрос. Линия Одесса-Киев могла бы быть интересна частным инвесторам и приносить прибыль.

Какие существуют риски при внедрении частной тяги? Первый - дискриминация частных операторов.

Основа реформы - обеспечение честной конкуренции. К сожалению, законопроект о ж/д транспорте отклонен парламентом. Разделение УЗ на оператора инфраструктуры и перевозчика или неполное разделение при сохранении влияния на других операторов и рынок через различные регуляторные механизмы или тарифы грозит срывом реформы. Как только частный оператор почувствует дискриминацию, он пойдет в суд. Остальные операторы в таком случае могут пересмотреть планы по инвестициям в этот рынок.

В Италии уже был подобный прецедент. Там также произошло неполное разделение монополии и сохранялась острая конкуренция в сегменте скоростного движения между государственным и частным операторами. Госоператор, используя связь с оператором инфраструктуры, дискриминировал частного оператора. В результате государство было вынуждено вмешаться и поддержать частного оператора. Фактически это была поддержка рынка ж/д услуг Италии.

4

Второй риск - банкротство госоператора.

Грустно слышать менеджмент УЗ, который боится разорения компании. Допуск частной тяги на сеть УЗ - это действительно серьезные вызовы для менеджмента, поскольку государственному оператору инфраструктуры будет сложно конкурировать с частниками.

Менеджмент УЗ должен проводить глобальную реформу компании, чтобы она оставалась конкурентной.

Третий риск - медленное внедрение реформы.

5

Это наиболее серьезный риск. Дальнейшее сокращение доли ж/д транспорта будет означать удорожание логистических услуг для операторов, что влечет за собой сокращение украинского экспорта на международный рынок.

Сократятся прибыли грузоотправителей, а это значит меньшие инвестиции в свой бизнес. Все эти факторы крайне негативны для экономики страны в целом.

Перейти на першоджерело

НАЙЦІКАВІШЕ ЗА СЬОГОДНІ


07:39

Антифейк: Супрун розповіла, хто такі 'вакцинатори' і чи будуть примусово робити щеплення

07:39

Использовали и бросили: в Крыму лишают жилья участников оккупации полуострова

07:39

Вперше українці з інфарктом у критичній ситуації отримують безоплатні стенти - МОЗ

07:39

Пожар в Керченском проливе: оба судна затонули

07:38

ООН сообщила смертельную статистику войны в Донбассе

07:38

Новая космическая гонка: Европа задумала миссию на Луну

00:09

У мене нема юридичних доказів провини Кучми у вбивстві Ґонґадзе, - Луценко

00:09

Новости Крымнаша.

00:09

Облгази розрахували тарифи законно, споживачі можуть платити за новими платіжками, - Громадська рада НКРЕКУ

00:08

Жертвами конфлікту на сході України стали майже 13 000 осіб, - ООН

00:08

Російський олігарх Дерипаска замовив арешт повії на прізвисько Рибка через фото з яхти, - Навальний

23:22

Танкери, які зайнялись біля берегів окупованого Криму, належать компанії зі списку санкцій США, - журналіст Клименко

23:22

Альтернативи великим автобусам у великих містах нема, маршрутки мають зникнути як клас, - Омелян. ВIДЕО

23:21

Екс-міністр МВС часів Кучми Кравченко сам прийшов до смерті, - Луценко

23:21

Денісова просить президента Європейського комітету з питань запобігання катуванням Гнатовського втрутитися в ситуацію з політв''язнем Грибом

23:21

Вибух в ресторані Одеси міг бути замахом на місцевого забудовника

22:46

Воєнком Харківського ОРВК обіцяв за $500 визнання непридатним до служби, - Лисенко

22:46

'Там коїться щось страшне': у пожежі в Керченській протоці загинуло вже 14 осіб

22:45

Украина подписала соглашение о зоне свободной торговли с Израилем

22:45

Луценко: Путин поглотит Беларусь и возглавит союзное государство

22:44

Учителі під ударом: психологи пояснюють агресію дітей і батьків, профспілки шукають рішення

22:44

Росія продовжує домагатися присутності російських спостерігачів на українських виборах

22:09

Український воїн Віталій Горієнко помер у зоні проведення ООС 20 січня

22:09

Терориста Безлера викликали на допит в Генпрокуратуру

21:42

ЗМІ назвали імовірну причину пожежі на кораблях біля Керченської протоки

Більше новин